Информационная система ТОиР

ТОиР: понятие, классификация и методы автоматизации

Техническое обслуживание и ремонт, которые часто встречаются в аббревиатурной форме ТОиР, представляют собой исчерпывающий комплекс мер, направленных на поддержание работоспособной формы самого различного производственного и вспомогательного оборудования.

В перечень возможных работ по осуществлению ТОиР входят контроль, диагностика, обслуживание, профилактика и ремонт машин, приборов, агрегатов и механизмов. Ремонтные работы и ТО могут проводиться на разных этапах. Например, во время хранения, транспортировки, монтажа, эксплуатации, консервации оборудования.

Понятие ТОиР встречается в различных нормативных документах. И если в ГОСТах советского периода эти виды работ имели лишь одно классическое наименование, то в современных нормативах также используется универсальное maintenance. Этот термин применяется во многих странах и, в целом, адаптирует понятие ТОиР к общемировым стандартам.

Документация также вводит понятие системы технического обслуживания и ремонта. Она представляет собой весь комплекс составляющих элементов:

  • компьютерную программу для учета и управления ТОиР;
  • технические средства для проведения работ;
  • документацию, регламентирующую порядок и объемы их осуществления;
  • персонал специалистов – конкретных исполнителей ТОиР;

объекты ремонта и обслуживания, включая сопровождающую техническую документацию.

Для наименования данного комплекса также применяется словосочетание maintenance and repair system, что указывается в ГОСТ 18322-2016 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения».

Что такое ТОиР

Какие задачи решает ТОиР

Объектом ТОиР выступает основное и вспомогательное оборудование: производственное, обеспечивающее рабочие процессы, технику безопасности и т.п. Главная задача ТОиР – это обеспечение максимально полной и эффективной работы различных машин, приборов и агрегатов.

Качественное и своевременное техническое обслуживание и ремонт оборудования позволяют добиться решения сразу нескольких важных задач:

  • Обеспечения максимального КПД производственных единиц за счет минимизации простоев и срывов графиков из-за поломок.
  • Сокращения затрат на текущий и капитальный ремонт оборудования.
  • Своевременного контроля и диагностики состояния техники.
  • Обеспечения непрерывности производственных процессов или минимизации простоев,если осуществить ТОиР другим образом невозможно.
  • Предупреждения мелких поломок и крупных аварий за счет поддержания приемлемого безопасного уровня технического состояния оборудования.
  • Анализа соблюдения технологии производства и техники безопасности на предприятии.
  • Коррекции производственных процессов в результате внесений рацпредложений.

Перечень задач не полный, но их можно считать основными в ТОиР. В целом можно сказать, что эти действия позволяют значительно сократить общий уровень затрат, связанных с форс-мажорными обстоятельствами: поломкой оборудования, срывом графиков производства и отгрузок. Таким образом, система ТОиР – это не просто стремление к идеалу в организации работы предприятия, но необходимая мера, обеспечивающая конкурентоспособность на рынке.

Отдельно стоит поговорить об информационных системах, обеспечивающих ТОиР. В наше время уже невозможно представить, что весь комплекс учета состояния оборудования, истории проведения работ, составления графика необходимых действий по контролю и диагностике может проводиться без применения специализированного ПО. По крайней мере, в рамках среднего и крупного предприятия это точно будет нецелесообразно. Программное обеспечение для ИС ТОиР позволяет:

  • быстрее получать точную и актуальную информацию о состоянии объектов, необходимости проведения профилактических и ремонтных работ;
  • обеспечить более четкое планирование комплекса проводимого ТОиР;
  • решить вопросы интеграции с другими системами автоматизированного учета, например, с 1С и т.п.;
  • качественно организовать рабочий график персонала, занятого в ТОиР;
  • благодаря заложенным технологическим сценариям проводить своевременный анализ изменений в работе оборудования, по показателям, снимаемым во время контрольно-диагностических мероприятий;
  • обеспечить более качественную службу многих других производственных подразделений, так или иначе связанных с производственными активами, в том числе HR, финансовым отделом.

Информационные системы повышают эффективность комплекса технического обслуживания и ремонта, делают его более гибким, способным быстрее реагировать на возникающие ситуации. Способствуют более высокому КПД производственной единицы и предприятия в целом.

Что входит в ТОиР

Весь комплекс действий по техническому обслуживанию и ремонту состоит из двух больших категорий работ:

  • текущее сопровождение дееспособного оборудования, включая замену расходных материалов, чистку и многое другое;
  • восстановление работоспособности вышедшей из строя техники.

Рассмотрим эти составляющие по порядку.

Виды технического обслуживания

Применение тех или иных сценариев ТО обусловлено, прежде всего, наличием и профилем присутствующего на предприятии оборудования. Основной задачей технического обслуживания выступает предупреждение поломок, поддержание заданных параметров рабочих машин, агрегатов и механизмов в оптимальном состоянии или близком к таковому.

Чтобы достичь желаемых результатов, применяются контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, регулировочные и другие работы, включая замену износившихся элементов и деталей. Правильно организованное техническое обслуживание полноценно решает поставленные задачи в циклах его проведения.

  • ТО проводится на разных этапах эксплуатации оборудования. По этому критерию можно выделить 4 больших группы работ:
  • техническое обслуживание при хранении объекта на складах или в режиме ожидания, консервации;
  • во время обычного режима эксплуатации оборудования;
  • при транспортировании машин, приборов и агрегатов;
  • ТО в особых режимах работы оборудования: эксплуатации в засушливых, пустынных регионах или, наоборот, в местах с повышенной влажностью или экстремальными температурами и т.п.

Каждая из перечисленных работ может быть регламентирована соответствующей документацией или выполняться по необходимости, исходя из сложившихся условий. Многие работы по техническому обслуживанию связаны с сезонной сменой погоды, поэтому проводятся раз в полгода: при переходе на зимний и на летний режим работы оборудования.

Если сгруппировать виды ТО по регламентации их выполнения, можно назвать следующие их категории:

  • Регламентированное техническое обслуживание – полностью опирается на сопровождающую технику документацию, где предусмотрены сроки проведения работ, их объемы и периодичность, во многих случаях – и алгоритм выполняемых действий.
  • ТО на основе контрольных данных – выполняется после диагностики состояния оборудования. Сроки и периодичность такого контроля также регламентированы в технической документации по эксплуатации объектов.
  • ТО непрерывного контроля – если это определено в руководстве по использованию машин или аппаратов, контрольные действия предпринимаются на постоянной основе. В подобных случаях это является наиболее эффективным способом поддержать работоспособное состояние оборудования.

ГОСТ 18322-2016 также вводит понятие нерегламентированного технического обслуживания (unregulated maintenance). Здесь подразумевается выполнение необходимых для качественной работы оборудования действий, вызванных, например, ненормированным режимом работы

техники или же какими-то особыми условиями его эксплуатации.

Техническое обслуживание также может быть централизованным, когда все работы выполняются силами и в рамках одного предприятия, и децентрализованным, когда ТО осуществляется в рамках нескольких подразделений.

Всё более широкое распространение получает автоматизированное техническое обслуживание (automated maintenance). В процессе его проведения персонал предприятия активно использует внедренные средства автоматизации процессов.

Виды ремонтов

Целью проводимых ремонтных манипуляций является восстановление рабочего состояния объекта ТОиР. Сценарий выполняемых действий практически всегда отвечает следующему алгоритму:

  • диагностика поломки или отказа оборудования – на этом этапе определяется характер и место возникшего дефекта;
  • восстановление или замена поврежденного или вышедшего из строя элемента;
  • регулировка, отладка работы оборудования;
  • заключительный контрольно-диагностический осмотр и проверка результата ремонта в процессе эксплуатации.

Зачастую определенные ремонтные действия, особенно в части контроля и диагностики, могут совпадать с аналогами из ТО.

Классификация видов ремонта по уровню вмешательства и степени восстановления техники выглядит так:

  • Текущий ремонт. Проводится восстановление или замена отдельных агрегатов оборудования, не включая базовые детали.
  • Капитальный ремонт. Предназначен для восстановления работоспособности и ресурса техники, включая образцы со значительным износом. В процессе затрагиваются многие составляющие части оборудования, включая базовые детали.

КР проводится, как правило, на основании проведенного технического состояния оборудования и его производственной наработки. Полнокомлектного капитального ремонта на практике стараются избежать, меняя отдельные части и комплектующие оборудования.

Ремонтные работы могут быть запланированными, когда проводятся в соответствие с нормами сопровождающей технической или регламентной документации. А могут быть внеплановыми, когда работы начинаются без предварительного согласования графика и объемов.

К этой категории относится, например, ремонт по состоянию – когда необходимость осуществления восстановительных работ была выявлена в процессе осмотра оборудования. Или обнаружения поломки явочным порядком – т.е. по факту выхода техники из строя. Аварийный и гарантийный виды ремонта также являются представителями внеплановых ремонтных работ.

Иногда восстановить работоспособность вышедших из строя машин и агрегатов можно прямо на

месте, но нередко для этого требуются специальные условия. Различают:

  • стационарный ремонт (repair in stationary conditions) – когда восстановительные действия проводятся в специально оборудованных цехах и мастерских, предполагается использование ремонтных средств, доступных именно там;
  • полевой ремонт (field repair) – в данном случае работы ведутся в непредназначенном для этого месте. Задействуются специальные бригады, снабженные переносными средствами, инструментами для ремонта, а также комплектами запасных частей.

Также различают обезличенный и необезличенный виды ремонта. Отличительным фактором в данном случае выступает последующее сохранение принадлежности восстановленной части оборудования к тому или иному конкретному экземпляру техники.

Техническое обслуживание и ремонт

История системы ТОиР

Датой зарождения классической ремонтной службы в России принято считать 1854 год, когда корабельные суда имперского флота приобретали многочисленные повреждения в ходе сражений в Балтике и Крыму. События тех лет показали преимущество кораблей на паровой тяге над парусниками, однако сложные механизмы нуждались в постоянном уходе, обслуживании и часто требовали ремонта. Роль машинной команды во второй половине 19го века стала очень важной и ответственной, во многом определявшей судьбу всего судна и его экипажа.

Огромные нагрузки, которым подвергались корабли российской флотилии, требовали организации системы диагностики и своевременного реагирования на отклонения в техническом состоянии механизмов и составляющих их частей. Важность комплектности техперсонала, обеспечивающего ТОиР тех времен, вполне осознавалась руководством. Например, инженерно-машинная команда известного крейсера «Аврора» имела численность более 40 человек!

Службы ТОиР были также сформированы и успешно действовали на металлургических комбинатах, в 30е годы прошлого века их активная работа была очень необходима для быстрого развития железнодорожной отрасли молодого СССР.

Система технического обслуживания и ремонта в нынешнем понимании этого вопроса берёт свое начало с середины 50х. Закончилась ВОВ и в стране начался промышленный бум. Резко возросло число предприятий, которые применяли в процессе своей деятельности практически одно и то же оборудование и технологии. Это заставило руководство задуматься о регламентации и универсализации работ по техническому обслуживанию и ремонту агрегатов и машин во всех отраслях народного хозяйства СССР: в тяжелом машиностроении, текстильной, пищевой, химической промышленности и т.п.

Тогда же начали появляться первые рекомендации, которые содержали данные о:

  • необходимой периодичности проводимых ТО и ремонтов;
  • времени, выделяемом на проведение данных работ;
  • методиках планирования ТОиР на предприятиях;
  • рекомендациях по анализу технического состояния и обеспечения запчастями.

Были систематизированы специальные ремонтные термины, формы отчетности и технической

документации, содержание и порядок проведения типовых действий по ТОиР.

Научно-техническая работа, проведенная для систематизации ремонтно-восстановительных действий и ТО, нашла своё отражение в нескольких Государственных Стандартах:

  • № 21623 «СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЕХНИКИ. ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ. Термины и определения» (1976 г.);
  • № 18322 «СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЕХНИКИ. Термины и определения» (1978 г.);
  • № 57329 «СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИЯ. Системы технического обслуживания и ремонта. Термины и определения» (2016 г.)

Понятия и определения системы ТОиР и её отдельных частей встречаются и в других нормативных документах бывшего СССР и современной России.

Стратегии технического обслуживания и ремонта

Как правило, предприятия самостоятельно избирают стратегии ТОиР, исходя из видов необходимых ремонтных работ. Это зачастую диктуется наличием и спецификой используемого оборудования. В целом можно выделить две большие их подгруппы:

  • Пассивные стратегии ТОиР.
  • Активный подход к организации технического обслуживания и ремонта.

Впервые упомянутое разделение было применено производителями различной аппаратуры контроля и диагностики. Рассмотрим эти подгруппы подробнее.

Пассивные стратегии ТОиР

Говоря по-простому, этот подход обеспечивает действие, продиктованное изменением в техническом состоянии объекта. Т.е. например, выходом его из строя: полным или частичным, например, заметным снижением производительности.

Ремонт по поломке

В этом случае оборудование используется ровно до момента его поломки или проявления каких-то технологических сбоев. В данном варианте предприятие несёт минимальные затраты на техническое обслуживание. С одной стороны, это даёт экономию, ведь качественная техника может проработать без поломок довольно долго. С другой – всегда приводит к внезапной остановке, срыву производственных и торговых графиков, а зачастую – к существенным затратам по устранению причины выхода из строя.

Целесообразно применять эту стратегию к относительно недорогому вспомогательному оборудованию. Зачастую имеющему резервные экземпляры для быстрой замены. Основным фактором в пользу пассивной стратегии ТОиР является то, что себестоимость полновесной замены оборудования ниже, чем затраты на организацию его периодического осмотра и технического обслуживания.

Ремонты по состоянию

Они относятся к этой же категории ТОиР. Реализуя эту стратегию, предприятие проводит периодический осмотр оборудования, и уже по состоянию машин или отдельных частей механизмов принимается решение о ремонте. Преимуществом этого подхода является значительное снижение уровня аварийности и внезапных перерывов в производственном процессе.

Чтобы иметь объективную и оперативную информацию об изменениях состояния оборудования, на предприятиях организуют периодический (или постоянный и непрерывный) контроль тренда показателей объектов ТОиР. Так удаётся предсказать время наступления критических значений и предупредить аварийный выход оборудования из строя.

Активные стратегии ТОиР

Данный подход обеспечивает поддержание объектов в технически исправном, близком к оптимальному состоянию, путём опережающей предварительной замены различных их деталей и частей, включая базовые.

Часто применяется термин проактивных ремонтных работ. Минусом данного подхода является то, что такая стратегия не всегда оправдана экономически. Нередко меняются детали, которые еще вполне могли бы работать. Но в целом, активные стратегии обеспечивают более надежную, прогнозированную работу техники, а также минимизируют риски срыва графиков производства и отгрузки продукции.

Данные типы ТОиР лучше подходят для составления годового, месячного бюджета предприятия при планировании. Они же обеспечивают выполнение планов производственных за счет повышения уровня безотказности оборудования. Главным вопросом в данном случае является выбор оптимальных сроков для проведения ремонтов и замены деталей, здесь требуется грамотный экспертный подход.

Предупредительно-плановые ремонты

Этот метод базируется на показателях статистики. Среднее значение нормативного времени работы детали или узла рассчитывается на основе практических показателей. Поэтому вполне возможно установить сроки для замены отработавших частей на новые.

К минусам подобных стратегий можно отнести следующие факторы:

  • около половины ремонтных действий согласно данному регламенту оказываются проведенными без особой необходимости – снятые детали находятся еще во вполне рабочем состоянии;
  • иногда рабочие характеристики оборудования меняются в отрицательную сторону, потому что при предупредительном ремонте были допущены оплошности сборки и наладки оборудования.

Упреждающий ремонт

При реализации подобных стратегий ТОиР в задачу ремонтной службы прежде всего входит диагностика состояния оборудования и его предупредительное техобслуживание. При этом ТО выходит на первый план, ведь именно оно, своевременно и качественно проведенное, может обеспечить более длительный срок работы машин и механизмов без ремонта.

Мы привели краткие характеристики стратегий ТОиР в таблице.

СтратегияОсновной принципПлюсыМинусы
Пассивные
Ремонт по поломкеОборудование эксплуатируется до отказа или заметного снижения рабочих показателей.Расходы на ТО находятся на минимальном уровне.Непредсказуемость аварий, срывов производственных графиков. Ощутимые затраты на ликвидацию поломок.
Ремонт по состояниюТехобслуживание и ремонтные действия выполняются исходя из реального состояния оборудованияРемонт выполняется вовремя, риск аварий минимален.Нестабильность работы ремонтной службы, нет возможности влиять на сроки и частоту действий ТОиР.
Активные
Предупредительно-плановые ремонтыЗамена деталей на основе данных статистикиУровень безотказности объектов ТОиР максимален.Меняются даже вполне работоспособные детали. Высокий уровень затрат.
Упреждающий ремонтДиагностика отклонений и неисправностей в приоритете.Увеличивается срок службы оборудования без ремонтов.Относительно высокие затраты на контроль состояния объектов.

Каждая из описанных стратегий имеет свои преимущества и недостатки. Окончательный выбор в пользу активного или пассивного подхода к ТОиР принимается руководством, по результатам проведенного внутрипроизводственного аудита.

Автоматизация ТОиР

Внедрение автоматических процессов на любых участках производственного или управленческого цикла всегда направлено, прежде всего, на их усовершенствование. Не стали исключением техническое обслуживание и ремонт.

Автоматизация ТОиР позволяет добиться решения следующих задач:

  • повысить прозрачность и предсказуемость работы ремонтных служб, упорядочить их деятельность и графики;
  • обеспечить качественный детализированный учет объектов ТОиР, их состояния, истории проведенных ТО и ремонтных действий;
  • минимизировать уровень постоянных и переменных издержек на ТО и ремонты;
  • свести к минимуму риск возникновения аварий и как их следствие – срыва производственного графика;
  • сделать более эффективной работу плановых отделов, что позволяет более качественно продвигать стратегии развития и роста предприятий.

Компьютерные программы для автоматизации ТОиР объективно повышают скорость выполняемых действий, позволяют обрабатывать информацию быстрее и в больших объемах. Подобное ПО исключает человеческий фактор и позволяет добиться более высокого уровня проведения ТОиР в целом. Рассмотрим несколько вариантов софта для автоматизации этих процессов.

Программы для автоматизации ТОиР

В настоящее время существует немало программ, позволяющих полностью или частично автоматизировать управление техническим обслуживанием и ремонтом на предприятии. Они разрабатываются во всем мире, но мы сосредоточим свое внимание на нескольких отечественных образцах.

1С:ТОИР

Мощная программа, позволяющая интегрировать несколько участков и служб в рамках одного предприятия.

  • 1С:ТОИР предоставляет широкие возможности:
  • для проведения планирования и управления ресурсами предприятия;
  • по повышению эффективности производственного процесса;
  • для качественного управления ремонтными работами – архивы ПО содержат всю техническую и нормативную документацию, позволяют вести учет и составлять документы по выполненным ТО и ремонту;
  • для обеспечения полноценного учета проведенных действий бухгалтерией предприятия в соответствии со всеми требованиями законодательства.

Список оборудования – объектов ТОиР ведется в программе в виде иерархического дерева. Его структуру и глубину определяют сотрудники системы ТОиР, внося данные по производственным отделам вплоть до каждой единицы техники.

В 1С:ТОИР отлично реализована система справочников, где отражается большой объем различной информации: паспорт оборудования, технологические карты проводимых ТО и ремонтов, списки

выявленных ранее дефектов и проведенных работ по их устранению и т.п.

Программа увязывает данные о проведенных ремонтах с бухучетом основных средств, что является залогом отражения точной информации в финансовой, налоговой отчетности и данных управленческого учета.

Сильной стороной 1С:ТОИР является возможность её быстрой интеграции с основной программой учета, в частности с 1С Предприятие 8, а также возможность многопользовательского доступа по уровням.

Розничная цена программы за версию на 5 рабочих мест составляет 108000 рублей. ПО достаточно универсально и подходит для всех предприятий, осуществляющих ТОиР в любой форме и объемах.

РобоТОиР

Еще один продукт для автоматизации техобслуживания и ремонта, созданный отечественными программистами.

Разработчики с уверенностью заявляют, что их программа:

  • решает проблемы неэффективных диагностических обходов – сотруднику ТОиР доводится специальный чек-лист, содержащий алгоритм его действий при осмотре и проверке технического состояния объекта;
  • закрывает вопрос нерационального использования рабочего времени – задания на смену формируются в автоматическом режиме;
  • снижает вероятность ошибки во внесении информации путем автоматического сбора данных по мере прохождения чек-листа;
  • минимизирует риски некачественно проведенных планово-предупредительных ремонтов.

РобоТОиР состоит из двух основных частей:

  1. Серверная часть, где хранятся все архивные данные, создаются задания на работы, фиксируется полнота и время их выполнения, проводится анализ состояния объектов и прочее.
  2. Мобильное приложение, которое устанавливается на переносной девайс сотрудника и служит для определения алгоритма обходов, осуществления работ по чек-листу. Также для внесения данных, которые при помощи интернета попадают в серверную часть программы.

Сильной стороной РобоТОиР является аналитическая часть ПО, которая собирает и обрабатывает данные, минимизируя риск ошибки при ручном вводе. На каждый образец оборудования наклеиваются специальные метки, содержащие штрих-коды. Их же считывает сотрудник при выполнении диагностического обхода.

Пользователями РобоТОиР, в основном, являются крупные производственные предприятия: фабрики и заводы, где количество объектов техобслуживания и ремонта довольно велико. Стоимость пользования программой составляет от 50000 рублей в месяц, начиная со 100 объектов ТОиР в списке. Также программу могут активно использовать обслуживающие компании.

Okdesk

Данная система автоматизации ТОиР может применяться и в обычном режиме, но главная её задача – обеспечение качественного функционирования сервисных предприятий. Подразумеваются малые и среднего размера компании, основным направлением деятельности которых является обслуживание оборудования заказчиков: выполнение ТО и ремонтов.

Преимущество этого ПО для «сервисников» в том, что полноценные ЕАМ-системы уровня Enterprise для них являются излишними и избыточными, зачастую дорогостоящими.

Разработчики Okdesk сообщают о следующих преимуществах своей программы:

  • мобильная версия позволяет оперативно вносить данные и выполнять работы по чек-листу, что уменьшает риск ошибок;
  • внесение заявок клиентов происходит быстро и удобно, фиксировать их можно разными способами;
  • CRM-модуль программы содержит данные о заказчике: контактную информацию, историю заявок, примечания;
  • применяется полноценный учет обслуживаемого оборудования, куда вносятся данные о ППР, история обслуживания, присвоенные штрих-коды и т.п.

Известно, что ПО Okdesk успешно внедрялось в крупных торговых центрах, где применяется большое количество разнообразного оборудования, на сетевых предприятиях общественного питания. И, конечно, в сервисных организациях.

Простая и удобная обработка заявок клиентов и автоматизация учета данных позволяет повысить КПД таких компаний, выполнять больший объем работ с прежним составом персонала операторов и исполнителей.

Важным преимуществом Okdesk является возможность бесплатного тестирования продукта, а также демократичная стоимость программы. За версию на 5 лицензионных мест нужно будет заплатить 6000 рублей в месяц.

Какие функции должна выполнять система автоматизации ТОиР?

Если представить возможности, которыми должна обладать некая универсальная версия ПО, подходящая для всех типов предприятий, можно составить следующий их перечень:

База объектов ТОиР

Составленная в виде иерархического списка, она видится оптимальной. Так можно объединять разные объекты техобслуживания и ремонта по группам, по подразделениям предприятия и другим критериям. Информация должна включать наименование, инвентарный номер, паспортные данные объекта, при наличии – присвоенный строчный или двумерный штрих-код.

База знаний

В виртуальной библиотеке информационной системы ТОиР должна содержаться информация о возможных категориях и видах возникающих дефектов, техническая, нормативная документация по каждому объекту. Плюс технологические сценарии проведения ТО и ремонтных действий.

Учёт заявок на ремонт

Наряды на работу формируются путём обработки поступившей информации от внутренних источников или, как это бывает в случае сервисных компаний, от внешних заказчиков. По мере формирования заявки её данные должны обрабатываться и включаться в план-график работ.

Планирование ТО и ремонтов

Наиболее актуально для предприятий, избравших активную стратегию ремонтных работ. Графики ППР представляются в виде списка или по группам объектов ТОиР. Компании, которые выполняют ремонты по состоянию или по поломке, также нуждаются в возможности составлять графики работ для оптимизации использования рабочего времени.

История ремонтных работ и ТО

Проведенные действия ТОиР по каждому объекту должны фиксироваться в системе. Особенно неплохо себя показывают ИС, где информация вносится в автоматическом режиме благодаря прохождению чек-листа работниками, например, во время диагностического осмотра или техобслуживания. Присутствующие данные помогают при планировании планово-предупредительных ремонтных работ, позволяют вести аналитику и учет затрат.

Интеграция с программами учета

Все выполняемые работы, используемые при этом расходные материалы и применяемое оборудование должны проходить через бухгалтерию предприятия. В задачу современной ИС, в числе прочего, входит упрощение документооборота и автоматизация введения данных. Действия ТОиР напрямую влияют на состояние и стоимость основных средств, поэтому интеграция с блоком учета ОС абсолютно логична и необходима.

Складской учёт запчастей

На основании остатков и составленных графиков выполнения ТО и ремонтных работ, программа должна информировать о необходимости закупок расходников и запчастей. Также не мешает опция формирования бюджета по этим статьям расходов.

Отчёты

В полноценной программе автоматизации ТОиР должны быть реализованы возможности для контроля уровня проведенных работ, затрат МТО, трудозатрат и т.п. Для эффективного управленческого учета ИС должна формировать ряд отчетов, например:

  • анализ выполненного ТО и ремонтов по принципу план-факт;
  • аналитика понесенных затрат на МТО ТОиР;
  • эффективность трудозатрат, в том числе, в разрезе план-факт;
  • состояние оборудования: текущие данные, даты предполагаемых ППР и другие.

Мы привели здесь лишь некоторые основные функции, которым должна отвечать современное программное обеспечение для ТОиР. Оптимально, если в программе будут реализованы возможности для самостоятельной настройки аналитики и прочих компонентов. Это позволит добиться персонализации ПО под нужды конкретного предприятия.

Заключение

Организация системы ТОиР просто необходима в рамках среднего и крупного предприятия. Обойтись без неё могут лишь представители малого бизнеса, не имеющие сколь-нибудь значительного количества единиц оборудования.

Грамотное управление такой системой позволяет добиться непрерывности производственного процесса, относительно точного планирования затрат, максимально эффективной эксплуатации оборудования компании и других позитивных результатов.

Вполне естественно, что наиболее полноценное управление системой ТОиР можно осуществить при помощи ряда специальных программ. Они не только ведут учёт объектов техобслуживания и ремонта, но и выполняют целый ряд сопутствующих задач, облегчая и ускоряя работу множества служб предприятия.

Внедрение ИС ТОиР в виде специализированных программ – залог максимального КПД эксплуатируемого оборудования, его долгосрочной службы с минимальным риском возникновения аварийных ситуаций. Это повышает конкурентоспособность предприятия, улучшает показатели рентабельности производства.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях